МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад «Сказка»

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес» (воспитательДятловой А.А)

 Программное содержание:

 

· Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.

· Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

· Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

· Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты.

· Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).

· Совершенствовать навыки ручного труда (аппликация из готовых форм сухих листьев), бережно обращаться с материалом, развивать чувство прекрасного и умение творить.

· Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: рукодельница, золотая, искусная, талантливая, пёстрая, мокрая, холодная...

Материал для НОД: панно изображающее осень, муляжи грибов, дидактическая игра «Собери цветок», картина об осени, силуэты птиц из осенних листьев, счетные палочки, аудиозапись с голосами птиц и музыкальные произведения об осени.

Ход НОД

Дети организованно входят в группу и останавливаются около воспитателя.

- Ребята, я хочу предложить вам прогулку в лес по грибы, нас пригласил Лесовичок.

- Скажите, пожалуйста. Как нужно одеться, отправляясь в лес?

(Удобная, неяркая.)

- Что можно взять с собой?

(Палку, корзинку для грибов, нож для срезки грибов.)

- Как нужно вести себя в лесу?

- Почему тихо?

(У зверей свои осенние заботы – чтобы не мешать им.)

- Ну вот, когда мы вспомнили о правилах поведения в лесу – можно отправляться в дорогу. Идем по узкой тропинке друг за другом, помогаем обследовать траву «палкой-выручалкой» как в книжке, которую мы недавно прочитали. Давайте скажем волшебные слова:

- раз, два, три – мы покружились

- и в лесу мы очутились (повторяют дети и кружатся)

- Ребята, нам необходимо остановится и внимательно осмотреться, полюбоваться окружающей природой.

- Послушайте загадку:

И пришла на порог, красками играя

Чудо-рукодельница – кто она такая?

(Осень золотая)

 

- Да, действительно, рукодельница искусная, талантливая.

- Послушайте, как говорит об осени поэтесса И. Михайлова. Стихотворение вам прочтет Нина П.:

 

«Золотая осень»

Осень длинной тонкой кистью,

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной.

И ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул.

Красный, жёлтый, золотой –

Облетел весь лист цветной.

- Правда, ребята, красиво сказано?

- Но у нас еще не так много золотых листьев на деревьях, потому что мы живём на юге России, и у нас осень только начинает раскрашивать листочки.

- А какими словами можно рассказать об осени? Какая она? Давайте присядем на пенёчке и полюбуемся осенью и поговорим о ней. (Дети садятся на стульчики. Ответы детей.)

 

- Да, ребята, правильно, она красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная, сырая и так далее.

- Молодцы! Много слов сказали осени-рукодельнице!

- А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, нарядила в разноцветные платья все деревья: рябинка стоит в красном багровом платье как-будто брошки ей из красных ягод осень принесла, у березки жёлтый сарафан  как-будто повесили золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что скоро придется расстаться с красивым нарядом.)

- Да, действительно, осень – рукодельница.

- Давайте послушаем стихи об осени, которые прочитает Александра Б. и Вадим Х.:

Александра Б.:

Что не день – то резче ветер,

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что не день – то раньше вечер,

И светает всё поздней.

Медлит солнышко, как-будто,

Подниматься силы нет.

Потому и всходит утро

Над землёй почти в обед.

Вадим Х.:

Разыгрался ветер

на лесной поляне,

Закружил осинку

в красном сарафане.

И листок с березы

золотистой пчелкой

Вьется и кружиться

над колючей ёлкой.

Облетели листья клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, дружно встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они сядут –

Тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Осенью на полях, в садах и огородах созревает урожай.

- Вдруг, закружил ветер и принёс нам разноцветные лепестки цветов, чтобы еще больше украсить осенний пейзаж. И среди этих лепестков лежит красивый конверт с картинкой об осени. Откроем его и посмотрим что внутри! Содержание письма: Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам знакомый Лесовичок. Я приготовил вам игру и хочу, чтобы вы составили из цветных лепестков цветики-разноцветики. Подберите картинки на лепестках подходящие по теме к картинке на середине цветка. (Цветок с животными, птицами, насекомыми и т.д.) Тех, кто будет правильно всё выполнять ждёт сюрприз! (Каждому ребенку даётся серединка цветка, дети выполняют задание. Воспитатель оценивает.)

 

- Я думаю, Лесовичку понравились ваши цветы. А вот следующее задание: на столе лежат цветные палочки. Нужно выложить схему хвойного дерева и лиственного. (Дети садятся за столы и выполняют задание. Звучит музыка. Воспитатель оценивает выполнение задания.)

 

- Ребята, обратите внимание, на ваших столах стоят розетки с деталями, вырезанными из сухих листьев. Это прошлогодние листья, которые хранились у нас в коробке. А Лесовичок приготовил вам очередное задание – нужно склеить водоплавающую птицу из готовых деталей и попробовать угадать, как она называется.

- Работать с сухими листьями нужно осторожно, так как они очень хрупкие и крошатся, клей будем намазывать кусочком поролона – им удобнее работать с сухими листьями.

- Вы видите, что среди деталей птицы нет заготовки для ног? Значит она их спрятала! Она ведь сидит на воде!

- Ребята, как вы думаете, с какой части листа нужно начать наклеивать?

- Правильно, начинаем работу с верхней части листа.

- Как удобнее располагать фигуру птицы? С какой стороны будет голова? Справа. И клюв смотрит на право.

- Вы уже примерили все детали. А теперь, так же, как и аппликацию из бумаги, намажем листья клеем с изнанки и приложим на лист, промокая салфеткой. Работайте не спеша и аккуратно. (Дети выполняют работу. В это время звучит запись голосов водоплавающих птиц. Воспитатель хвалит детей за выполнение работы.)

 

- А теперь нам пора в дорогу, ведь мы пришли в лес полюбоваться природой и собрать грибы. Так что в путь! (Дети идут «змейкой» и останавливаются у пенька на котором растут опята. Рассматривают их, называют.)

 

- А как вы догадались, что это опята? (Они растут дружными семейками.)

- А этот гриб как называется? (Белый, лисичка)

- Правильно, это съедобные грибы.

- Нужно очень хорошо знать грибы, чтобы их собирать и готовить. Давайте назовём их. (ответы детей)

- Знаете ребята, мы ещё не достаточно хорошо знаем съедобные грибы, поэтому срезать их не будем сегодня. А где же наша корзинка?

- Что-то здесь очень много листочков. Может ветерок подул и засыпал её?

- Давайте посмотрим? А в ней что-то есть! Да, это лисовичок-проказник решил сделать нам сюрприз и угостить нас печеньем «грибочки».

- Давайте скажем «спасибо» ему за угощение.

- А теперь скажем волшебные слова: «1,2,3,4,5 – в детский сад возвращаемся опять».

 

Дети повторяют и уходят в группу. 

14 сентября 2013 в 20:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.