МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад «Сказка»

Обобщение опыта работы МБДОУ ДС КВ № 18 «Колобок» п.Тюменский по познавательному развитию раздела «Ознакомление с природой»

 Приоритетным направлением в  работе нашего  детского  сада является формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с помощью создания уголков природы, картотеки экологических игр, гербариев, коллекции лекарственных трав, привития любви к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности за совершенные поступки.

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье. Наш детский сад расположен в красивом, живописном месте на берегу реки «Казачка», которая несёт свои воды в Чёрное море.  С посёлком его соединяет мост, а территория расположена в лесной зоне. Близость Черноморского побережья даёт возможности дополнительно знакомить детей с ним и его обитателями. Богатство регионального природного окружения позволяет нам использовать  в ходе образовательного процесса особенности нашего регионального природного окружения.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта. Да и природа все больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земли, вода в реках и морях.

Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Наша работа по формированию и развитию экологической культуры у детей начинается с раннего возраста. Для того чтобы заинтересовать и увлечь маленьких детей в мир природы, мы  опираемся на их чувственный опыт, заинтересовываем их сказочным, волшебным, неизведанным. Для этого с малышами мы учимся слушать музыку весеннего луга, леса, лесной реки; читаем волшебные сказки и показываем их в настольном и кукольном театре, рассматриваем с детьми различные объекты природы из ближайшего окружения, сопровождая их рассказами: улитку, дождевого червя, гриб, цветок и т.д.

Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора), практические (экологические игры, опыты, труд детей в природе). Однако наряду с традиционными методами экологического образования использование перспективного плана автора -  составителя О. А. Воронкевича предполагает владение педагогом разнообразными современными образовательными технологиями: мнемотехникой, организацией экспериментальной деятельности детей. Особое значение имеет применение в учебно – воспитательном процессе метода игрового проблемного обучения. Метод игрового проблемного обучения заключается в использовании на образовательных видах деятельности и в совместной деятельности детей игровых проблемных ситуаций, которые не только стимулируют познавательную активность, но и  приучают детей к самостоятельному поиску решений проблемы.

Содержание образовательных видов деятельности  построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это – специально организованное обучение в форме НОД; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок организованного обученияв форме непосредственно образовательной деятельности . В старшем дошкольном возрасте проводятся разные виды образовательной деятельности  экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку основная функция образовательной деятельности  в старшем дошкольном возрасте – это обобщение знаний, полученных детьми в совместной со взрослым самостоятельной деятельности, то преобладают образовательные виды деятельности  в виде бесед, игр и организации экспериментальной деятельности.

Особенность игровых форм образовательной деятельности  заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребенка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включений фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей. Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметная развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т.д., которые использовались на образовательных видах деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Таким образом, при тесной взаимосвязи свободной деятельности детей, деятельности с воспитателем и организованных форм учебно – воспитательной деятельности мы добиваемся хороших результатов в экологическом воспитании детей.

14 сентября 2013 в 21:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.